Трудные подростки

Трудные подростки

Направления  работы  педагогов с «трудными подростками».

А. На что нужно реагировать?

1. Суицидальная попытка.

2. Сведения, что была «истерика».

3. Заплаканный вид.

4. Снижено настроение

5. Резко изменилось поведение.

6. Резко снизилась успеваемость.

7. Изменился внешний вид (похудание, неряшливость)

8. Изменился голос.

9. Изменилась походка.

10. Странности в поведении, в высказываниях.

11. «Интуиция подсказывает».

Как реагировать?

  1. Сбор информации

— побеседовать с подростком,

— побеседовать с его друзьями/подругами,

— побеседовать с родителями.

2. Проконсультироваться со специалистами

— психологами

— психотерапевтами

— психиатрами

— наркологами

— социальными работниками

— инспекторами ОВД (по делам несовершеннолетних, участковыми)

консультантами  «Телефонов доверия:

129 — бесплатно на всей территории Коми (228-226 с сотовых тел. по тарифу оператора),

(8212) 21-11-66 — бесплатно на всей территории Коми

8-800-2000-122 — бесплатно с сотовых телефонов.

  1. Если подростку уже исполнилось 15 лет, убеждать обратиться за помощью к специалистам самостоятельно (разъяснив порядок и суть помощи, назвав контактные телефоны, номера «Телефонов доверия»).

При отказе обратиться к специалисту,  оказывать помощь самостоятельно, поддерживая связь со специалистами и изучая соответствующую литературу.

  1. Если 15 лет не исполнилось, то убеждать  родителей обратиться за помощью к специалистам  (разъяснив порядок и суть помощи, назвав контактные телефоны).

При отказе родителей обратиться за помощью к специалистам постараться взять расписку о том, что предупреждены о желательности (необходимости) обращения к специалистам. Если отказались написать расписку  (а если ситуация серьезная, то и при наличии расписки) , то можно обратиться в органы опеки для решения вопроса о направлении заявления в суд (для рассмотрения вопроса об оказании профессиональной помощи без согласия родителей).

 

Практические советы педагогам для самостоятельной работы с «трудными» подростками  (для снижения степени их дезадаптации).

 

1) Предложить подростку ответить на 4 вопроса:

— в чем суть проблемы?

— какие причины проблемы?

— какие возможны решения проблемы?

— что я буду делать?

(Желательно вместе с подростком обсудить ответы на эти вопросы)

2) Предложить рассматривать проблему как сложную, но интересную ситуационную психологическую задачу , которую можно решить на «отлично» (все остались довольны) или «неудовлетворительно» (кто-то не доволен).

3) Дать понятие о позитивном мышлении («есть два вида событий: приятные и полезные» В. Синельников).

4). Использовать принцип терапевтической метафоры, т.е. рассказывать реальные или выдуманные истории об успешном преодолении кем-то аналогичной трудной ситуации.

5) Обсудить «принцип зеркала» — межличностный конфликт является отражением внутриличностного конфликта: чтобы улучшить другого, стоит улучшить себя.

6) Помочь осознать, что в почти любой сложной ситуации существуют 4 направления деятельности: терпеть, улучшить, расстаться и ухудшить. Понять, что самое интересное направление – улучшить, а очень частое – ухудшить (когда не задумываются о цели деятельности).

8) Конфликт возникает, когда мы неправильно реагируем на неправильное поведение другого. Это интересная творческая задача – «правильно реагировать на неправильное поведение других».

9) Принцип «активного слушания» – чувства, описанные словами, ослабевают.

11) Обучить технике «неотправляемые письма» — попытка объяснить «адресату» суть проблемы и варианты ее разрешения помогает лучше понять ситуацию самому.

12) Не пытаться за кого-то решать их проблемы. Верить, что они могут решить их самостоятельно. Помогать им поверить в то, что они могут решить свои проблемы самостоятельно («Бог не дает непосильных задач»).

13)  Рекомендовать для самостоятельного изучения популярную психологическую литературу (В. Синельников, А. Свияш, Л. Хей,

В. Жикаренцев, Д. Карнеги, А. Васютин, Э. Цветков, Н. Правдина, Л. Бурбо,    В. Зеланд, М. Норбеков, М. Литвак,  Д. Кехо, Н. Козлов, А. Карр, др.).

14) Обсудить  «Кодекс оптимального поведения» (Э. Цветков).

15) Признавать право на «личную жизнь» каждого человека. (Неприкосновенна после 14 лет по Р. и Д. Байярд ).

Признавать необходимость дисциплины при «совместной деятельности» (как средство от возникновения ситуации типа «лебедь, рак да щука»).

Вмешательство в личную жизнь других допустимо  при «позиции Я» — «я так считаю, но вы можете делать то, что сами считаете нужным». При совместной деятельности человек, имеющий «право решающего голоса», может  занимать «позицию Ты» — «я Вас выслушал, но Вы должны сделать то, что я требую, даже если не согласны со мной».

16) «Есть «белые учителя» и «черные  учителя». Поклонитесь и тем другим, черным поклонитесь ниже. Их уроки хоть и болезненны, но более действенны для вашего развития» (А. Васютин). «Белые» учителя вежливо уговаривают заниматься своим развитием, а «черные»  бьют  морально и даже физически, и понимаешь, что нужно заниматься своим развитием…

17) «Благодарите всех и все, что выводит вас из душевного равновесия, т.к. указывает на ваши «пристрастия» (слишком сильное желание чего-либо, «идеализации» по А. Свияшу), и стимулирует поднять их на уровень предпочтения». Когда мы предпочитаем, чтобы что-то было, мы радуемся, когда встречаемся с этим (например, вежливость или справедливость), и не очень огорчаемся, когда не встречаемся с этим («здоровый пофигизм», снисходительность, толерантность).

18)  Принцип «психологического айкидо» — умение быть неуязвимым для психологической агрессии, не отвечая встречной агрессией. (В. Синельников, А. Литвак).

19) Поговорить о «смысле жизни» растений, насекомых, животных – сохранение рода (оставить потомство).

Поговорить, об отличии человека от животных – к деторождению добавляется необходимость воспитания и обучения детей (в т.ч. и не своих), необходимость заботиться  об условиях их жизни  (по уровням: жилище, родина, Родина, природа), реализуя имеющиеся таланты и способности, развивая экономику, науку, культуру, нравственность, духовность.

20) Поговорить о патриотизме, как о любви к Родине, к родине — к «Родине – Матери», т.е. отношение к родине д.б. как к матери («Родину и родителей не выбирают») — не всегда есть, чем гордиться, но всегда должно быть естественное желание помогатьслужить, заботиться, не давать в обиду. 

 Чураков В.  А.

 

Комментарии закрыты.